ОСАГО отправят в ремонт: в чём смысл грядущей реформы «автогражданки»

ОСАГО отправят в ремонт: в чём смысл грядущей реформы «автогражданки»
Фото: news.ussurbator.ru

Комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении поправки к федеральному закону «Об ОСАГО». Основное новшество - переход от денежных выплат по страховке к натуральной форме возмещения ущерба, то есть к ремонту машины. Причём эта процедура должна строго регламентироваться. Финансовые компенсации предлагается оставить лишь в исключительных случаях. Эксперты обращают внимание на неудобство, с которым могут столкнуться автовладельцы: на восстановление транспортного средства законом отводится 30 дней, и всё это время люди не смогут садиться за руль. Удастся ли найти баланс между интересами водителей и страховщиков - в материале RT.

Суть поправок

Законопроект, автором которого стал депутат Михаил Емельянов, Госдума приняла в первом чтении в конце 2016 года, после чего вокруг поправок велись ожесточённые споры между парламентариями, заинтересованными ведомствами, страховщиками и экспертами. В итоге в законопроекте появилось несколько важных уточнений. 21 февраля комитет по финансовому рынку рекомендовал принять эту редакцию во втором чтении, которое может пройти 10 марта.

Наиболее важные поправки, внесённые в документ, касаются условий ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП.

Так, запчасти, которые используются при ремонте по страховке, должны быть только новыми. Однако с согласия автовладельца станция технического обслуживания (СТО) сможет использовать детали, бывшие в употреблении.

Саму СТО при заключении договора страхователю предложат выбрать из списка тех, с которыми сотрудничает страховщик. При этом водитель, если нет возражений со стороны страховой компании, сможет отремонтировать автомобиль и на другой СТО, не входящей в реестр страховщика.

Хотя изначально правительство предлагало давать гарантию на ремонт в течение двух месяцев, депутаты настояли на шестимесячном гарантийном сроке на детали и работу, а для кузовных и лакокрасочных работ - сроком на один год. Ответственность за качество ремонта возложат на страховую компанию.

Кроме того, поправки предусматривают, что ремонт должен осуществляться на станции техобслуживания, которая находится не далее 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего. В случае, если и то и другое осуществить невозможно, страховщик будет обязан за свой счёт транспортировать автомобиль в мастерскую и обратно.

На сам ремонт по ОСАГО отводится 30 дней. За каждые сутки задержки для страховщика предусмотрена пеня в размере 0,5% от суммы ущерба в пользу клиента. При этом Центробанк в случае регулярных просрочек может приостановить на год право страховщика работать по «натуральному» ОСАГО и обязать компанию выплачивать в этот период компенсации исключительно деньгами.

К слову, ещё один важный блок поправок касается случаев, когда компенсация по ОСАГО всё же будет осуществляться в денежной форме. На это автовладелец вправе рассчитывать в случае, если его транспортное средство не подлежит ремонту или если восстановление стоит дороже, чем размер максимальной компенсации по «автогражданке». При этом страхователь сможет либо просто получить деньги, либо доплатить за ремонт недостающую сумму. Кроме того, страховые компании будут компенсировать ущерб в денежной форме, если водитель погиб в ДТП или получил травмы.

Начнут с проблемных регионов

Депутаты предлагают перейти на натуральные компенсации по ОСАГО через 30 дней после опубликования закона. Это коснётся только новых договоров страхования, заключённых уже после вступления поправок в силу.

В то же время парламентарии предусмотрели возможность определения Центробанком регионов, где отказ от денежных компенсаций может быть введён и действующим, ранее заключённым договором ОСАГО.

По оценке ЦБ, сейчас есть 16 регионов, где «автогражданка» убыточна для страховщиков из-за действий недобросовестных автомобильных юристов. Именно эта проблема и привела к идее отказа от денежных выплат в пользу натуральной компенсации.

Как уверяют в Российском союзе автостраховщиков, юристы в ряде регионов ведут «мошеннический» бизнес, массово выкупая у попавших в ДТП автовладельцев право требования по страховке и сразу же выплачивая пострадавшему в аварии компенсацию. Затем юристы направляют страховщику досудебную претензию, не предоставляя при этом повреждённое в аварии транспортное средство для прохождения осмотра. Страховщик не может определить размер ущерба. В итоге, по решению суда, - как правило, встающего на сторону представителя страхователя, - компания вынуждена платить не только размер ущерба, который может быть завышен в несколько раз, но также штрафы и пени.

Разумеется, в данном случае речь идёт именно о мошенническом способе получения денег со страховой компании, а не о добросовестных автомобильных юристах, защищающих права автовладельцев.

Страховщики критикуют реформу

Тем не менее в страховом сообществе, которое добивается для себя наиболее комфортных условий работы, поправки раскритиковали.

«Например, это выбор СТО по желанию клиента. Тогда надо приписать, что в этом случае страховщик не несёт ответственности за качество и за сроки ремонта. Также нельзя вводить запрет на использование б/у запчастей. В ДТП попадают автомобили, выпущенные 10-12 лет назад - для многих таких моделей новые запчасти уже не выпускаются», - сказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Ещё одна претензия страховщиков к законодателям касается схемы поэтапного начала работы нового закона. Так, после вступления закона в силу новые полисы, на которые будет распространяться его действие, станут появляться у автовладельцев в результате естественной замены в течение всего года.

«В предложенном варианте мы сможем полностью перейти на натуральную форму только через год. Сократятся возможности страховщиков сэкономить деньги, массово направляя машины на СТО, получая от них за счёт этого скидки. Кроме того, для автоюристов остаются лазейки для получения денег от страховых компаний в других регионах (из тех, что признаны ЦБ проблемными, недобросовестные юристы могут пойти с исками в другие регионы. - RT). Денег, которые сейчас зарабатывают страховщики, не хватит», - резюмировал Уфимцев.

Впрочем, зампред Центробанка Владимир Чистюхин на это заявил, что, если недобросовестные юристы просто «перетекут» из одних регионов в другие, у ЦБ будет возможность распространить натуральные выплаты по старым договорам и на них.

Возмещение по-европейски

Автомобильный эксперт Игорь Моржаретто в целом положительно оценивает реформу ОСАГО в предложенном варианте: «Переход на натуральное возмещение - это правильное решение. В европейских странах это работает. Если в законе всё чётко указано относительно ответственности страховщиков, то проблем быть не должно. Все разговоры о качестве ремонта по ОСАГО - от лукавого».

В то же время определённые неудобства могут возникнуть с 30-дневным сроком, который отводится на восстановление транспортного средства.

«Сейчас можно быстро отремонтировать машину на свои деньги, ездить и ждать компенсации от страховой. В случае же с натуральной формой возмещения автовладелец на месяц может остаться без личного транспорта. Но я надеюсь, что оборачиваемость для СТО важна и затягивать ремонт до максимального срока, установленного законом, они не будут», - сказал RT Моржаретто.

Источник:  Даниил Ломакин
  • ‹ Предыдущая
  • Следующая ›
  •  
    По теме
    Во исполнение программы «Повышение инвестиционной привлекательности Приморского края», АНО «Центр поддержки предпринимательства Приморского края», в целях повышения доступности образовательных услуг для предпринимателей,
    Оператор системы 112 Елена Голикова принимает сообщения для пожарных, полиции и «скорой» - Газета Вести Лишь четверть звонков, поступающих в течение одного месяца по номеру вызова экстренных служб «112», касаются непосредственно работы полиции, пожарной охраны или скорой помощи.
    Газета Вести
    ДТП на улице Партизанской - Газета Вести 02 На прошлой неделе в округе зарегистрировано одно дорожно-транспортное происшествие.
    Газета Вести
    Родителям дошкольников напомнили о безопасности - МЧС по Приморскому краю В г. Артём прошло общегородское онлайн совещание для родителей дошкольников В ходе мероприятия с вопросом профилактики пожарной безопасности выступил заместитель начальника службы пожаротушения 19-го пожарно-спасатель
    МЧС по Приморскому краю
    390fb5bec690a1c8dd359ca440f408c79294136c.jpeg - Primorye24.Ru Девочка пострадала в ДТП, в котором погибла женщина и две несовершеннолетние За жизнь единственной выжившей в страшном ДТП девочки до сих пор борются приморские медики, сообщает РИА VladNews со ссылкой на Минздрав Приморья.
    Primorye24.Ru
    «Открылся бал. Кружась, летели четы младые за четой, одежды роскошью блестели, а лица – свежей красотой» - Газета Вести Шуршат пышные платья, барышни с волнением поправляют цветы и ленточки в прическах, ажурные и атласные перчатки, решительно или робко берут под руку элегантных кавалеров.
    Газета Вести