Приморская транспортная прокуратура продолжает отстаивать трудовые права моряков

Подводя итоги надзорной деятельности Приморской транспортной прокуратуры в сфере защиты трудовых прав граждан, необходимо отметить значительный вклад транспортной прокуратуры в восстановление нарушенных трудовых прав членов экипажей морских судов, работающих под иностранными флагами.


В 2016 года в Приморскую транспортную прокуратуру поступило более 100 обращений моряков относительно несвоевременной выплаты, а зачастую и невыплаты заработной платы.


Основную долю заявлений на нарушение трудового законодательства составляют обращения, касающиеся невыплаты заработной платы за работу на морских судах, имеющих флаги иностранных государств.


В результате проведенных транспортной прокуратурой проверок Приморским транспортным прокурором в интересах моряков подфлажных судов направлено 56 исков на сумму около 20 млн.руб.


В результате прокурорского вмешательства фактически погашена задолженность по зарплате в размере более 11 млн.руб.


Необходимо отметить, что направление исков в интересах моряков подфлажных судов является единственной мерой прокурорского реагирования в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.


В 2016 году по инициативе транспортной прокуратуры судами, рассматривавшими гражданские дела по искам транспортного прокурора о взыскании задолженности по заработной плате перед моряками, в обеспечительных целях накладывались аресты на морские суда иностранных компаний. В результате принимаемых мер задолженность перед работниками выплачивалась в кратчайшие сроки.


Каждому моряку при трудоустройстве и дальнейшей работе у иностранного работодателя, в особенности при работе на судах под удобными флагами, необходимо знать и помнить следующее.


В первую очередь перед подписанием контракта о найме моряка необходимо внимательно изучить документ, регулирующий условия найма и работы на судне в данной компании. Практически все указанные документы типичны и содержат, в том числе, условия, при которых моряк в случае ненадлежащего поведения либо совершения проступков (нахождение на судне в нетрезвом состоянии либо в состоянии наркотического опьянения, совершение преступления и пр.) может быть досрочно списан с морского судна без выплаты премии (бонуса), либо лишен таковой.


Нередко данные условия найма содержат положения о том, что в случае списания с судна досрочно (до отработки полностью срока контракта) премия (бонус) вообще не выплачивается.


В случае, если моряка устраивают условия найма, последнему необходимо подписать контракт и взять его копию на руки.


При списании с судна моряку необходимо потребовать у представителя компании-работодателя, капитана морского судна справку о стаже его работы на судне, денежный аттестат (подробный расчет невыплаченной заработной платы).


Только при наличии данных документов член экипажа судна, которому не выплачена заработная плата, вправе обратиться в транспортную прокуратуру с соответствующим заявлением с приложением копий документов, связанных с его работой.


Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей 389 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации требование о выплате заработной платы и других сумм, причитающихся капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, является морским требованием.


В силу пунктов 2 и 4 части 3 статьи 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды Российской Федерации вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц в случае, если ответчик имеет имущество, находящееся на территории Российской Федерации.


Учитывая изложенное, суды Российской Федерации вправе разрешать по существу названные выше дела по спорам, вытекающим из морских требований, также и по месту нахождения на территории Российской Федерации судна, имеющего национальность иностранного государства и плавающего под государственным флагом данного государства.


В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2003 № 18 под местом нахождения судна следует понимать его нахождение в морском торговом, рыбном и специализированном портах, расположенных в Российской Федерации.


Таким образом, при обращении моряков в органы прокуратуры последние выясняют место нахождение судна; при наличии морского судна в российском морском порту рассматривают вопрос об обращении в суд с иском о взыскании причитающейся моряку заработной платы.


Необходимо также отметить, что согласно ст. 371 КТМ РФ морской залог на судно прекращается по истечении одного года со дня возникновения обеспеченных морским залогом на судно требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 367 настоящего Кодекса, если только до истечения указанного срока судно не стало предметом ареста, ведущего к принудительной продаже судна.


Срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, исчисляется по требованиям, обеспеченным морским залогом на судно в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса, - с момента увольнения с судна члена экипажа, имеющего такое требование.


Таким образом, моряк, имеющий задолженность по заработной плате за работу на судне в силу положений КТМ РФ вправе взыскать последнюю в течение года с момента списания.


Светлана ОКУНЕВИЧ

Старший помощник Приморского транспортного прокурора

8 (423) 2 41-28-67




 
По теме
​Бухгалтерская спецоперация в интересах силовиков - Новая газета во Владивостоке Что не так с объявленной «пенсионной реформой» (кроме ее небрежности)? Комментарии экспертов Смысл так называемой «пенсионной реформы», которая стартует в России 1 января 2019 года,
21.06.2018
 
4.jpg - Администрация Приморского края В Приморье продолжается летняя оздоровительная кампания. Сегодня в региональный реестр детских лагерей включены уже 630 организаций отдыха, которые работают во всех уголках края.
21.06.2018
 
На прошедшей неделе сотрудникам 7-го отряда не пришлось очень часто демонстрировать свои профессиональные навыки.
21.06.2018 Уссурийская газета Коммунар
​«Родина и свобода находятся рядом» - Новая газета во Владивостоке Сергей Шаргунов — о литературе и политике, просвещении и честности, России и Северной Корее Сергей Шаргунов (слева) на фестивале «ЛиТР-2018» В ходе первого фестиваля «Литература Тихоокеанской России» (ЛиТР-2018),
21.06.2018 Новая газета во Владивостоке
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
19.06.2018 КП Владивосток
Ул. Ленина, 101, малый зал 21 июня в 16.00 - награждение волонтеров в рамках Дня молодежи.
21.06.2018 Уссурийская газета Коммунар
Волонтёры ВГУЭС ведут прямые трансляции с ЧМ 2018 - ВГУЭС Волонтёры ВГУЭС не пропускают ни одного крупного мероприятия в стране. Сейчас они находятся в Екатеринбурге и Самаре, где проходят спортивные матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
22.06.2018 ВГУЭС
Одно из важных мероприятий встречи выпускников всех поколений ДВПИ (ныне –ДВФУ,
22.06.2018 Прогресс Приморья
Кто из мальчишек в детстве не мечтал стать гонщиком? С кем-то эта мечта остается навсегда, но воплотить ее в жизнь дано не каждому.
21.06.2018 Уссурийская газета Коммунар
На фоне ажиотажа вокруг чемпионата мира по футболу в Уссурийске прошел второй этап ежегодного Всероссийского турнира «Кожаный мяч».
21.06.2018 Уссурийская газета Коммунар
​Бухгалтерская спецоперация в интересах силовиков - Новая газета во Владивостоке Что не так с объявленной «пенсионной реформой» (кроме ее небрежности)? Комментарии экспертов Смысл так называемой «пенсионной реформы», которая стартует в России 1 января 2019 года,
21.06.2018 Новая газета во Владивостоке
За шесть месяцев 2018 г. специалисты хабаровского филиала АО «ДРСК» провели капитальный ремонт более 220 километров воздушных линий электропередачи, что составляет почти 50 процентов от запланированных объемов.
21.06.2018 Deita.Ru