Василий Павлович Соловьёв родился 25 апреля 1907 года в Санкт-Петербурге в семье выходцев из псковких крестьян. Отец композитора служил в должности главного дворника Невского проспекта. Мать работала горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошёл от детского прозвища (из-за очень светлых волос). В раннем детстве получил от отца в подарок балалайку, которую освоил самостоятельно и организовал музыкальное трио с соседскими детьми. В 1923 году Соловьёв-Седой окончил единую трудовую школу. Увидев в петербургском кинотеатре «Слон» пианино, стал по слуху подбирать известные мелодии и научился играть: с 1925 озвучивал киносеансы в клубах, работал аккомпаниатором в студии художественной гимнастики, пианистом-импровизатором утренней гимнастики на Ленинградском радио.
С 1929 года учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме, где его сокурсником был Никита Богословский В 1931 году весь курс техникума перевели в Ленинградскую консерваторию, которую Соловьёв-Седой окончил в 1936 году по классу композиции. В годы учёбы работал композитором в кукольном и антирелигиозном театрах Ленинграда.
Хотя молодой композитор писал в разных (в том числе академических) жанрах, во второй половине 1930-х годов определилось основное — лирико-песенное — направление его творческой деятельности, всего Соловьев-Седой написал более четырехсот песен.
В годы Великой Отечественной войны жил в Чкалове (ныне Оренбург), где в 1941 году организовал и возглавил театральную фронтовую бригаду «Ястребок», с которой был направлен на Калининский фронт, в район Ржева. В эвакуации познакомился с поэтом Алексеем Фатьяновым, ставшим его постоянным творческим партнёром. Война дала мощный драматический импульс творчеству Соловьёва-Седого. В период 1941—1945 гг. он написал около 70 песен, стяжавших ему всенародную любовь; среди них «Вечер на рейде», «На солнечной поляночке» («Тальяночка»), «Соловьи», «Давно мы дома не были» (все три — на стихи Фатьянова), «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?», «Не тревожь ты себя, не тревожь», «Услышь меня, хорошая», «Матросские ночи». В 1945 году появились песни к комедийному фильму «Небесный тихоход» — «Потому что мы пилоты» (стихи Алексея Фатьянова) и «Пора в путь-дорогу».
Послевоенное время — годы творческого расцвета Соловьёва-Седого. Песня «На лодке» из музыки к кинофильму «Первая перчатка» — одна из его самых проникновенных лирических песен. Песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица» стала самой популярной строевой в Советской Армии. В 1947 году композитор написал песенный цикл на стихи Фатьянова «Сказ о солдате», песня из которого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стала любимой у советских ветеранов. Песня из документального фильма «В дни спартакиады» «Подмосковные вечера» стала музыкальным символом СССР во всём мире, её инципит с 1964 года и поныне — позывные государственной радиостанции «Маяк». К VI Международному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1957) Соловьёв-Седой написал песню «Если бы парни всей земли».
Среди других сочинений Соловьёва-Седого – балет и вполне приличные даже на сегодня оперетты.
Истоки музыкального стиля Соловьёва-Седого, с одной стороны, в народных песнях Псковщины, с другой стороны, в городской песне и в городском романсе начала XX века. Ясный и чёткий контур мелодии («напевание», свойственное некоторым песням Соловьёва-Седого, типологически родственно американскому «крунингу», но, в отличие от него, имеет выраженно русскую интонацию), безыскусный ритм (как в случае с «Подмосковными вечерами», и диатоническая гармония с редкими вкраплениями альтерированных аккордов.
Кстати, замечательная песня Соловьева-Седого «Прощай, любимый город» давно и практически официально стала гимном военных моряков Тихоокеанского флота более 70 лет назад.
Василий Буслаев
Фото: records.su
Источник: Информационное агентство "Дейта"