Новости города БезФормата.Ru
Уссурийск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Владимир Ламанов: 27 лет в небе

Владимир Ламанов: 27 лет в небе - Zolotou.Com
Фото: zolotou.com

«Бывших лётчиков не бывает». Посмотришь на Владимира Ламанова – и сразу ясно: эти слова о нём. В свои 63 Владимир Иванович спокойно подтягивается двенадцать раз на перекладине, занимается массой дел и даже успевает развивать собственный бизнес. Скромности при этом не занимать – о своих заслугах перед отечеством хвастаться не любит: «А, может, не надо про меня писать? Я обычный лётчик». Сидишь рядом и чувствуешь: настоящий мужчина. И почему-то гордость на душе. За то, что есть у нас в стране такие люди.


23 декабря, спустя 102 года со дня образования дальней авиации ВВС России, мы расспросили Владимира Ивановича о нелёгкой работе лётчика и его личном профессиональном пути на этом поприще.


– Владимир Иванович, Вы – летчик-инструктор дальней авиации первого класса. Расскажите для простых людей, далеких от военного дела, что включает в себе эта должность, каковы основные задачи и обязанности?

– Это летчик высокого класса, обладающий большим мастерством, имеющий допуск к применению всех видов ракет и бомб. Он должен уметь выполнять свои задачи в любых условиях, на любых высотах, при сложных метеоусловиях, практических потолках. То есть, это обычный работяга, защитник, представитель нашей ядерной триады.


- С чего начался Ваш путь в эту профессию?

- После школы я поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков. Закончив его, в 20 лет, был направлен на дальний восток в гарнизон Спасска-Дальнего в качестве правого пилота на Ту-16. В связи с тем, что тогда был их переизбыток, меня как холостого парня перевели в гарнизон Воздвиженка под Уссурийском, где я уже начал свою летную карьеру помощником командира корабля-ракетоносца. Через четыре года я переучился на командира корабля, после чего был направлен в гарнизон Белая Церковь, где получил первый класс, ну и пошел по карьере: командир отряда, заместитель командира эскадрильи. Был в разных гарнизонах. Через год после чернобыльской аварии я перевелся обратно на Дальний Восток. В один из летных дней получил инфаркт и был списан с летной работы. Перевелся на КП первой воздушной армии, потом ушел руководителем полетов Германию, а затем – руководителем полетов в Рязань. А потом снова вернулся в Воздвиженку на разные, уже нелетные, должности. После сокращения авиационной дивизии ушел на пенсию. Всего получилось двадцать семь календарных лет и сорок семь лет выслуги.




– Сложно приходилось?

– В моей практике были различные ситуации аварийные, попадания в необычные условия и даже встреча с НЛО. Меня потом вся дивизия и полк подкалывали три месяца. Профессия очень интересная, так что получал я от нее прекрасные моральные ощущения и всегда считал, что для меня это большая честь – быть в рядах летчиков. В 2014 году наш выпуск праздновал сорокалетие после окончания тамбовского училища. К сожалению, из моего потока осталось в живых всего несколько десятков человек. Профессия летчика очень трудная, сопряжена со стрессами, но мы всегда стараемся приезжать на встречи по поводу юбилеев и, в принципе, с возрастом стали друг другу как братья.


– Наверняка во время работы возникали какие-то сложные ситуации, форс-мажоры. Как справлялись?

- Был один случай в Полтавской области, когда я, так сказать, произвел уникальную посадку, после которой два моих генерала поседели. Я был командиром отряда и не поверил своему молодому пилоту, который отказался лететь на своем самолете, уверяя меня, что машина – Ту-16 – неисправна.


На учениях на ракетоносцы подвешивают учебные ракеты весом до двух тонн. И этот разновес создает определенные трудности в технике пилотирования, особенно на посадке при уменьшении скорости. Так вот пилот меня уверял, что самолет стал садиться без ракеты, как будто с ней. Ну, я дал команду техническому инженеру это проверить, и тот доложил, что самолет исправен и, мол, просто пилот ошибся.


В итоге мы поменялись машинами. Мне подвесили на левое крыло ракету, и после маршрута во время дождя при выключении автопилота на большой высоте самолет резко бросило в переворот. «Тушку» утащило в крутую спираль… я его оттуда еле вывел невероятными усилиями. Нужно было принимать какие-то меры.


Все это было очень скоротечно, но я оценил сложившуюся ситуацию и решил посадить самолет. Был вариант аварийно слить топливо, ликвидировав разбалансировку, но процент удачи был там пятьдесят на пятьдесят (могло заклинить задвижки, – прим. авт.), а подвергать жизнь экипажа, уповая на удачу, я не мог.


Нужно было приземлиться на отрицательных углах атаки на переднее шасси что было очень опасно, потому что кабина передняя могла отвалиться при малейшей перегрузке. Позже инженер дивизии говорил, что с таким разновесам на крыльях я никак не должен был сесть.


Напряжение было такое, что я никого не слышал. Ночь, льет дождь, не видно ничего. Сконцентрировался по максимуму. Для эффективности работы рулей на посадке с таким разновесом требовалась большая скорость – та, на которой тормозные парашюты обрываются. Применил все виды аэродинамического торможения, какие только можно, чтобы погасить скорость до двухсот семидесяти километров в час.


Ну и, конечно, в эфире такое творилось! Все службы спасения кричали: «Выпусти парашюты, выпусти парашюты!», а я держал кнопку и ждал пока погаснет скорость, чтобы парашюты не порвались. Но я понимал, что они не спасут меня, потому что конец полосы приближался очень быстро.


Пришлось нарушать все и вся. Применил боковое торможение на пределе возможностей самолета. Пока рулил до стоянки, меня отстранили от летной работы, сняли первый класс, разжаловали и исключили из партии. Я успел дать последнюю команду никого не подпускать к самолету – и меня на «воронке» повезли к моим комдивам, которые меня начали «строгать» и делали это в течение нескольких часов, пока не устали.


На следующий день я с комиссией прибыл на самолет и, поскольку технически был подготовлен, доказал инженерному составу, что он неисправен. То есть, налицо отказ авиационной техники.


Нашли дефект: трубопроводы были забиты какой-то пластилиновой смесью и отверстия были толщиною со спичку. То есть, приборы показывали, что все отлично, а выработки топлива с левой плоскости не было. Это и ввело в заблуждение. Потом начали проверять все самолеты дальней авиации, и оказалось, что есть еще несколько машин с такой же проблемой.


– Вас в итоге восстановили в звании?

– Ну, все «лишения» были устными, и никто об этом не вспомнил.


– Удивительная история, Вы, наверное, в рубашке родились.


– Если бы вы посмотрели на мой летный комбинезон после посадки – он был весь белый от соли. Это перенапряжение адское. Я был полностью опустошен.


Командиру воздушного судна никто не имеет права приказать что-либо, пока самолет находится в воздухе. В описанной мною чрезвычайной ситуации я нарушил один из законов летной работы, и своевременно не проинформировал наземные службы, командный пункт о проблеме, чем загнал их в стрессовое состояние.


– А как Ваша семья относилась к такой работе?

– Семья немножко в стороне держалась. Все в одном городке жили и знали, кто какой летчик, поэтому как-то спокойно относились. Хотя, всякое бывало. Я вот один раз падал в карьер: попал в редчайшее явление – сдвиг ветра. Еле оттуда выкарабкался. Хвостовой пятой букет ромашек зацепил, когда «вылазил» из карьера. У меня стрелок-радист и командир огневой установки поседели за эту мою посадку. Подарили мне ромашки – и списались.


Мне еще долго снилась эта посадка.


– Действительно, очень опасные ситуации. Но ведь есть в этой опасности и какая-то доля романтики? Наверняка, это одна из тех профессий, о которых мечтали многие дети в СССР. А Вы кем хотели стать в детстве? Сразу летчиком?

– У меня родной дядька закончил то же летное училище, что и я (на тот момент – Энгельскую летную школу, – прим. авт.), как и я, проходя службу в дальней авиации. Он погиб под Москвой в сорок первом. Но, видимо, какая-то невидимая нить была между нами. Видимо, мой родич меня охранял.


Где-то в пятом классе я засмотрелся на самолеты и, спрыгивая, упал на железное ржавое корыто, разрубив себе ноги и разбив бровь. Ну, в деревне как: пописали, замотали – первую помощь оказали. А бабушка смотрела-смотрела на меня и сказала: «А ведь он будет летчиком».


Мне когда двенадцать лет было, я эти слова вспомнил. Дом у меня как раз был на левом берегу Волги, а на правой стороне Нижний Новгород, Чкаловская лестница и памятник Чкалову перед глазами. Когда меня на приеме в летное училище комиссия спросила, почему решил стать летчиком, я ответил: «Как почему? У меня Чкалов напротив меня стоит и смотрит на меня». Все посмеялись и меня приняли.


Анна ШЕРЕМЕТЬЕВА

Фото автора и из архива В. Ламанова




Контроль ввоза мяса усилен в Приморском крае - Otvprim.RuКонтроль ввоза мяса усилен в Приморском крае Контроль ввоза сельскохозяйственных животных и мяса усилен в субъектах РФ, в том числе и в Приморском крае.
25.02.2018 Otvprim.Ru
Туристский потенциал Восточного кольца России оценили в Японии - Otvprim.RuПо мнению экспертов туриндустрии из Страны восходящего солнца, межрегиональные маршруты по Дальнему Востоку могут стать самым популярным направлением отдыха для туристов во всем мире.
25.02.2018 Otvprim.Ru
Жители Владивостока смогут проголосовать за благоустройство общественных мест на 55 участках. СПИСОК - Администрация Приморского краяРейтинговое голосование по определению приоритетов в благоустройстве общественных территорий во Владивостоке пройдёт 18 марта 2018 года в  55 школах города .
24.02.2018 Администрация Приморского края
Виталий Веркеенко: Ледовый полумарафон уже вписал Владивосток в историю международного спорта - Администрация г.ВладивостокВсе фото Сегодня,  24 февраля , во Владивостоке в третий раз прошел ледовый полумарафон «Honor Vladivostok Ice Run».
24.02.2018 Администрация г.Владивосток
1.jpg - Администрация Артёмовского городского округаПоздравляю вас с Днем защитника Отечества! Этот праздник - символ воинской доблести Вооруженных Сил, праздник сильных и мужественных людей, избравших важную профессию – защищать Отчизну, сохранять мир,
22.02.2018 Администрация Артёмовского городского округа
Полиция обратилась к жителям Приморья с важной информацией (графика) - ГТРК ВладивостокВ Приморском крае зарегистрированы случаи сбыта поддельных денежных купюр двадцати серий:  АК***, АБ***, ЗБ***,БА 5976***, ба 6976***, БА 5876***,  ВМ 5084***, ВМ 5884***, ВМ 4784***,  ВМ 4874***, БМ 3102***, БМ (МБ) 2418***,
24.02.2018 ГТРК Владивосток
Во Владивостоке состоялось первенство города по киокусинкай - Администрация г.ВладивостокВсе фото Сегодня, 24 февраля , во Владивостоке состоялось первенство города по киокусинкай, посвященное Дню защитника Отечества.
24.02.2018 Администрация г.Владивосток
Путин на цепи: Необычные сумочки поступили в продажу в московском бутике - VladTime.Ru«Владимира Владимировича удалось посадить на цепь», так комментируют прошедшую недавно в московском бутике презентацию новой коллекции одежды, которая понравится настоящему патриоту.
24.02.2018 VladTime.Ru
День защитника отечества отметили в Приморье - Novostivl.RuГлавные мероприятия прошли в центральной части Владивостока 23 февраля вся Россия отмечает День защитника Отечества.
24.02.2018 Novostivl.Ru
Полицейские спровоцировали ДТП во Владивостоке - VostokMedia.ComФото: РИА «Восток-Медиа» Авария стала причиной внушительной пробки, есть пострадавшие ДТП с участием полицейского автомобиля произошло в центре Владивостока в субботу днём.
24.02.2018 VostokMedia.Com
дтп - Deita.RuДорожно-транспортное происшествие на улице Русской поразило очевидцев, сообщает  DEITA.RU.
24.02.2018 Deita.Ru
пропал - Deita.RuМужчину 1969 года рождения ищут во Владивостоке уже более двух месяцев, об этом  DEITA.RU сообщили в Примпоиске.
24.02.2018 Deita.Ru
Это уже не первый случай, задержания предполагаемого террориста в городе на Неве. Фото: Олег ЗОЛОТО - КП Владивосток
ФСБ предотвратила массовый теракт в Петербурге
Мигрант готовил взрывы в общественном транспорте Ирина ЛИСОВА В Северной столице задержали выходца их Центрально-Азиатского региона по подозрению в подготовке теракта.
КП Владивосток
You are viewing the image with filename IMG-20180222-WA0001.jpg - Уссурийская газета Коммунар
Сегодня ночью в Уссурийске погибла женщина
Тело жительницы девятиэтажки с ул. Некрасова спасатели обнаружили в коридоре ее квартиры.
Уссурийская газета Коммунар
Домой-то хочется… - Уссурийская газета Коммунар
Домой-то хочется…
Граждане Китая часто наведываются в Уссурийск: одни отдыхают в нашем городе, другие ведут бизнес.
Уссурийская газета Коммунар
Сахалин музей - Deita.RuДень 8. Путешествие близится к концу, а мы ещё не посетили два самых внушительных музея Южно-Сахалинска.
24.02.2018 Deita.Ru
Ведущие коллективы ДФО выступят на фестивале современного танца DalDiesel - VostokMedia.ComФото: РИА «Восток-Медиа — Хабаровск» В Хабаровске стартовал V фестиваль современного танца DalDiesel.
24.02.2018 VostokMedia.Com
День защитника отечества отметили в Приморье - Novostivl.RuГлавные мероприятия прошли в центральной части Владивостока 23 февраля вся Россия отмечает День защитника Отечества.
24.02.2018 Novostivl.Ru
Стало известно, когда начнется реконструкция театра им. Горького - Деловой еженедельник Конкурент
Стало известно, когда начнется реконструкция театра им. Горького
В период ремонта спектаклей не будет Татьяна Александрова/primpress Администрация Приморского края предоставит автономному учреждению культуры «Приморский академический краевой драматический театр имени М.
Деловой еженедельник Конкурент
Новый остров «Архипелага ДВ» - Новая газета во Владивостоке
Новый остров «Архипелага ДВ»
Вышла в свет новая книга сахалинского писателя Владимира Семенчика Сборник прозы сахалинца Владимира Семенчика «Консультант по любым вопросам» выпустило Тихоокеанское издательство «Рубеж» (Владивосток).
Новая газета во Владивостоке
​Проникнуть в Приморье - Новая газета во Владивостоке
​Проникнуть в Приморье
Во Владивостоке дан старт новой серии авторских фотоальбомов Фото: vl.aif.ru Первым изданием из серии «Проникновение в Приморье» стал альбом приморского фотохудожника Виталия Беркова.
Новая газета во Владивостоке
Фото: Олег Пак - КП Владивосток«Комсомолка» пообщалась с несколькими приморцами, которые отправились на зимнюю олимпиаду в Южную Корею Екатерина СВИНОВА Приморский край расположен всего в двух часах полета от Южной Кореи – страны-хозяйки Олимпийски
24.02.2018 КП Владивосток
Виталий Веркеенко: Ледовый полумарафон уже вписал Владивосток в историю международного спорта - Администрация г.ВладивостокВсе фото Сегодня,  24 февраля , во Владивостоке в третий раз прошел ледовый полумарафон «Honor Vladivostok Ice Run».
24.02.2018 Администрация г.Владивосток
Соревнования проводились в номинациях: абсолютный жим и личное первенство Фото: Денис Ширяков - КП ВладивостокБолее 20 юных спортсменов юношей и девушек из разных школ Владивостока померялись силами в классическом жиме лежа Денис Ширяков 22 февраля в зале тяжелой атлетике МБОУ ДО «ДЮСШ «Богатырь» г.
24.02.2018 КП Владивосток
Уже находясь в ранге олимпийской чемпионки, Загитова призналась, что была бы рада и серебру. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - КП Владивосток
Алина Загитова после победы на Олимпиаде: Я обняла Женю Медведеву. У нее оценки обычно выше моих
Российская фигуристка на Олимпиаде в Пхенчхане одержала победу над Евгенией Медведевой в невероятно юном возрасте [фото] Евгений НЕСЫН @evgeniy_nesin Юная Алина Загитова еще полгода назад была известна только самым бо
КП Владивосток
Трио лучших спортсменов по итогам гонки на 50 километров. Фото: REUTERS - КП Владивосток
Александр Большунов принес сборной России серебро в лыжном марафоне Олимпиады в Пхенчхане
На последних метрах дистанции в 50 километров его опередил финн Иво Нисканен,
КП Владивосток
You are viewing the image with filename 10.jpg - Уссурийская газета Коммунар
Что? Где? Когда?
  Аллея Славы у штаба 5-й Краснознаменной общевойсковой армии 23 февраля в 10.00 - церемония возложения цветов к памятнику на Аллее Славы, посвященная Дню защитника Отечества.
Уссурийская газета Коммунар
Контроль ввоза мяса усилен в Приморском крае - Otvprim.RuКонтроль ввоза мяса усилен в Приморском крае Контроль ввоза сельскохозяйственных животных и мяса усилен в субъектах РФ, в том числе и в Приморском крае.
25.02.2018 Otvprim.Ru
Туристский потенциал Восточного кольца России оценили в Японии - Otvprim.RuПо мнению экспертов туриндустрии из Страны восходящего солнца, межрегиональные маршруты по Дальнему Востоку могут стать самым популярным направлением отдыха для туристов во всем мире.
25.02.2018 Otvprim.Ru
Жители Владивостока смогут проголосовать за благоустройство общественных мест на 55 участках. СПИСОК - Администрация Приморского краяРейтинговое голосование по определению приоритетов в благоустройстве общественных территорий во Владивостоке пройдёт 18 марта 2018 года в  55 школах города .
24.02.2018 Администрация Приморского края
Виталий Веркеенко: Ледовый полумарафон уже вписал Владивосток в историю международного спорта - Администрация г.ВладивостокВсе фото Сегодня,  24 февраля , во Владивостоке в третий раз прошел ледовый полумарафон «Honor Vladivostok Ice Run».
24.02.2018 Администрация г.Владивосток
1.jpg - Администрация Артёмовского городского округаПоздравляю вас с Днем защитника Отечества! Этот праздник - символ воинской доблести Вооруженных Сил, праздник сильных и мужественных людей, избравших важную профессию – защищать Отчизну, сохранять мир,
22.02.2018 Администрация Артёмовского городского округа